По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Офисные пространства: эффективные или эффектные 15 июня 2016 года

"Новая экономическая реальность" хоть и затрудняет развитие многих сегментов экономики, но все же не останавливает его. Компании продолжают расширяться, искать себе новые офисы и, разумеется, обустраивать их с учетом ограниченных бюджетов.

Драгоценные метры

Говоря о предпочтениях заказчиков, не стоит связывать планировку офисов с экономическими условиями. Выбирая для себя тот или иной тип зонирования, компании исходят из рациональных рабочих моментов – например, необходимости разделить "тихие" и "шумные" отделы; рассадить сотрудников так, чтобы часто взаимодействующие отделы соседствовали; поделить в офисе потоки на клиентские и внутренние; обособить те помещения, где могут быть специфические запахи (если речь идет о спортзале или столовой в офисе) и т.п.

Учитываются моменты, связанные с архитектурной ситуацией, – специфика инсоляции, размещение лестниц, коридоров и многого другого. Если говорить о запросах, то часто компании, особенно западные, хотят подчеркнуть "демократичность", делая опенспейсы, что не всегда оправдано.

Цена при различных видах зонирования не слишком сильном меняется, поэтому не следует принимать его во внимание как "экономический" фактор. Однако всегда следует думать о комфорте и эффективности сотрудников на рабочих местах и, конечно, о специфике деятельности компании.

Универсальных решений по эффективному использованию офисного пространства нет. Архитекторам достается тот или иной объект с набором коммуникаций и обременений, поэтому следует рассматривать каждый случай отдельно. Например, у нас был офис бренд-агентства "Свое мнение" в очень высоком заводском лофте, для них мы создали конструкцию, сформировавшую второй этаж. В офисе IT-компании "Iponweb", мы эффективно использовали перепад уровня пола (почти на 1,5 метра). Этими примерами хочется подвести к мысли, что эффективно использовать пространство позволяют не конкретные архитектурные приемы, а грамотные специалисты.

Кроме того, сейчас понятие "эффективности" сегодня сильно размыто. Раньше многие компании пытались усадить сотрудников, как школьников в классе, сейчас даже они этого не делают, так как выгоднее иметь эффектный и удобный офис – это помогает найти новых сотрудников и новых клиентов. Что в данном случае "эффективнее"? Сэкономить квадратные метры или привлечь лояльный персонал и понравится заказчикам? Мне кажется, ответ очевиден.

Вопрос с наличием в здании неэффективных площадей тоже не нельзя рассматривать однозначно. Для начала нужно разобраться, что значит "неэффективная площадь"? Если стоит задача нарезать этаж под рабочие места квадратиками, то квадрату или прямоугольнику нет равных.

В свое время, владельцы гостиничной сети Hyatt решили сделать в одном из отелей атриум, их все отговаривали, так как это "неэффективная площадь", но оказалось, что клиентам это нравится, и бизнес растет. Сегодня трудно найти гостиницу 4 или 5 звезд без атриума или хотя бы многосветного лобби. Нам приходилось работать и с круглыми зданиями (БЦ "Палладиум" в Екатеринбурге), и с офисами в виде трапеций, был проект, в котором длина коридора достигала почти 200 метров; но всегда удавалось рационально организовать площади.

Поэтому, я бы сказал, что форма здания на практике мало влияет на коэффициент эффективных площадей, на него влияют в большей степени архитектурные и конструктивные решения.

Нежелательная экономия

Говоря об общей тенденции к сокращению расходов, стоит отметить, что нельзя экономить на комфорте людей. Потому что любой дискомфорт - это потерянное время и здоровье, а значит и упущенная прибыль.

Сэкономить можно на мебели (не эргономичной, она слишком технологичная), а, например, на столах, шкафах, прочей корпусной мебели. Мы иногда разрабатываем и заказываем ее для наших проектов – выходит дешевле, чем купить даже у брендов средней ценовой категории. Следует обратить внимание на светотехнические решения: дорогие и дешевые софиты выглядят почти одинаково, а качество освещения при этом практически идентично.

Можно творчески подойти к выбору материалов – не использовать для конструкций искусственный камень и полимеры там, где можно обойтись жестью, фанерой, бетоном, гипсокартонными либо деревянными конструкциями; стеклянные вставки иногда можно заменить поликарбонатом или даже пленкой. Кроме того, можно выбрать более простые варианты текстиля и ковровых покрытий. Сейчас есть бюджетные краски и покрытия даже у традиционно очень "дорогих" марок.

Не стоит забывать и об импортозамещении. Многие известные фирмы уже давно открыли производства в России. Мне кажется, единственный вид продукции, которого нет в отечественном исполнении – это рабочие кресла. Это самая сложная офисная мебель, делать их умеет всего несколько фирм.

В домашней атмосфере

В современных условиях можно сделать все, но всегда будет стоять два вопроса: бюджета и рациональности того или иного решения. В любом случае, отвечать на этот вопрос лучше имея перед глазами план конкретного объекта.

Сегодня многие хотят необычный интересный офис, владельцы компаний стали понимать, что офис – это их стратегический актив, а не пассив, который тянет деньги за аренду и эксплуатацию. Они поняли, что офис может стать рекламой, визитной карточкой, заставить соискателей драться за вакансию. В общем, можно сказать, что многие компании стали подходить к созданию офиса осмысленно и придирчиво, обращая внимание на свой имидж и его реализацию в офисе (раньше у многих компаний бренд заканчивался на вывеске в приемной).

Этим изменениям мы во многом обязаны IT-компаниям, они, по сути, показали своими офисами, что можно сделать в рабочем пространстве. Наши офисы, например, для "Яндекса" тоже попадали в тренд-буки каких-то зарубежных агентств, так что мы чувствуем себя сопричастными к этому процессу.

Как правило, офисы интернет-фирм работают в режиме 24/7, поэтому их пространства стали более "домашними" люди в них не просто трудятся, а фактически живут. В результате, появились яркие линейки красок, материалов и мебели для офисов.

Эти тренды подхватили бизнесмены, которые не хотят отставать от конкурентов, они поняли, что намного выгоднее делать дизайнерские интерьеры, чем позолоту и столы из красного дерева.

Так что в будущем мы будем видеть в офисах все больше индивидуальных авторских дизайн-решений, яркую и комфортную мебель, оригинальное использование непривычных для офиса материалов (от бетона и полимеров до обоев и текстиля); при этом будет становиться все меньше формализма. По крайней мере, я на это надеюсь.

Арсений Борисенко, архитектор, генеральный директор архитектурной мастерской za bor

← к статьям