По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

От малого к большому 22 июля 2016 года

Современное многообразие офисных пространств дает архитектору, с одной стороны, полную свободу для творчества, с другой – обязывает учитывать размеры помещения и подбирать оптимальные решения под конкретные задачи компании. Проектирование больших и малых объемов отличается не только масштабом работ, но и самим подходом. При этом небольшие офисы, как показывает практика, зачастую сделать гораздо сложнее, чем крупные.

Многофункциональное пространство

Если обратиться к примерам, то будет понятно, что у каждого офиса своя проблематика. Когда велась работа над офисом компании Freedom Finance в Aurora Group, то основной задачей было в рамках небольшого пространства общей площадью 650 кв. м сделать его презентабельным для клиентов и в то же время удобным для сотрудников. Поскольку компания занимается финансовыми услугами, то у посетителя должно создаваться ощущение статусности и надежности. При этом, учитывая небольшой штат сотрудников, людям тоже требуются комфортные условия для работы.

Ограниченный размер помещения в данном случае требовал организовать многофункциональное пространство без четкого зонирования. Разумеется, зона ресепшн отделена от рабочего open space и переговорных, но у сотрудников фактически нет никаких ограничений: они могут сосредоточенно поработать в переговорной комнате, пока она свободна, или провести небольшое совещание в кофе-поинте. Отказ от жесткой привязки к месту дает возможность работать по всему пространству.

Стоит отметить, что конкретного шаблона по распределению зон в офисах не бывает. Количество переговорных, кофе-поинтов, зон неформального общения определяется прежде всего направлением деятельности заказчика и задачами, которые должен решать офис. Но если смотреть на картину в целом, то в небольших офисах квадратный метр по своей функциональности гораздо более насыщен, чем на крупных объектах. На больших объемах функция помещений распределяется точечно, они отделены друг от друга дополнительным пространством. Когда речь идет о небольшом офисе, то площадь общих зон сокращается, а все помещения насыщаются различными функциями.

Задача архитектора также состоит в том, чтобы изначально создавать комплексную модель, которая будет учитывать все особенности конкретного офиса. Для помещений до 2-3 тыс. кв. м актуальным становится вопрос выбора эргономичной мебели. Она должна быть не только удобной для работы, но и хорошо вписываться в конкретный объем. К примеру, в офисе Freedom Finance было использовано решение с тумбами, которые одновременно могли выступать в качестве дополнительного стула за счет мягкой подушки сверху. Это оптимизировало работу сотрудников и позволяло не покидать рабочего места, когда требовалось обсудить какой-либо вопрос. Для больших офисов это так же актуально, как и для малых, поэтому такую же модель мы затем выбрали для офиса "Ростелекома", где я выступала в роли ГАПа. Вопросы с интерьерным оснащением, конечно, можно переложить на плечи заказчика, но лучше это отдать архитектору, который еще на этапе проектирования подберет оптимальные решения.

Характерной проблемой для офисов небольшой площади является плотная рассадка сотрудников. По российским нормам на человека должно приходится 4,5 кв. м рабочего пространства и 6,5 кв. м от общей площади. Хотя в последнее время многие стремятся к европейским нормам, которые предполагают 10 кв. м на одного сотрудника от общей площади. В связи с этим стала популярна модель open space, которая позволяет оптимизировать пространство и дать необходимую площадь на каждого сотрудника. Тесное взаимодействие между людьми также положительно сказывается на всех бизнес-процессах в компании и повышает коммуникацию между отделами. Чтобы избавиться от лишнего шума и создать комфортные условия для каждого работника, используются специальные акустические панели, разделяющие столы и шумопоглощающие материалы в отделке (ковровые напольные покрытия, акустические экраны и пр.).

К сожалению, при всех плюсах open space, такой формат не подойдет компаниям, принципы работы которых основаны на полной конфиденциальности: юридическим фирмам, некоторым финансовым институтам и др. Для них по-прежнему будет актуальна кабинетная нарезка.

Единство стиля

Основной момент, который необходимо учитывать при работе с большими объектами – это создание единого пространства на всем объеме. В небольших офисах есть возможность предлагать различные решения, каждое из которых будет уместно и не будет выбиваться из общей картины. На большой площади, наоборот, стоит придерживаться максимально типовой планировки. Задача архитектора увидеть единую линию и создать однородное пространство. Это отнюдь не означает типизации в отделке и декорировании, а только в части планировочных решений.

Обращаясь к офису "Ростелекома", можно выделить несколько ключевых решений: подобные пространства необходимо делить на функциональные зоны, каждая из которых будет обладать своим набором помещений. На такой большой площади нельзя допустить ситуации, когда рабочий open space находится в одном углу, а туалеты и подсобные помещения расположены в другом. Все они должны быть равномерно распределены по территории, чтобы не доставлять неудобств сотрудникам.

Также важна навигация: распредление сотрудников по различным департаментам, каждый из которых сидит на своем этаже – непростая задача. Ее мы решили с помощью указателей, буквенных и числовых обозначений. Поэтому будь то сотрудник или гость компании, он без труда найдет нужный ему отдел. В каждом департаменте использованы разные фотообои, по-разному оформлены входные зоны – все это облегчает навигацию и дает дополнительный ориентир.

На этапе брифа при работе с огромными площадями архитектор должен понимать, что несмотря на прописанное количество департаментов, сотрудников в них и ряд пожеланий, в процессе могут возникнуть дополнительные комментарии, которые также надо будет учитывать. А поскольку речь идет больших пространствах, тот тут необходима плотное взаимодействие с заказчиком.

Сложности архитектуры

Нередко в практике архитектора встречается работа со зданиями сложной архитектуры. Как известно, прямоугольной помещение является идеальным с точки зрения размещения в нем офиса. Но попадаются различные варианты с круглыми и овальными стенами, небольшим шагом колонн или плохой инсоляцией, обязывающие придумывать нестандартные решения, чтобы минимизировать негативное влияние на комфорт работы и довести до минимума число неэффективных площадей.

Хотя и тут есть свои нюансы. Во Freedom Finance такие потери были незначительны, поскольку дополнительная площадь не требовалась ни с функциональной точки зрения, ни с технической. В "Ростелекоме", напротив, отдельной работы требовала система пожаротушения, аварийные выходы и пр. Также в связи с размером, технические помещения были убраны в центральное ядро, а open space разместился на периферии вдоль окон. Благодаря этому соблюдается в том числе норма по рассадке сотрудников – не более 8 м от оконной линии.

Небольшие компании редко закладывают фундамент для расширения, в случае проектирования нового офиса. Обычно они служат им 3-5 лет, затем компания просто переезжает. Когда речь идет о крупных корпорациях, то вопрос мобильности отодвигается на второй план. Такие компании сидят в зданиях десятки лет, именно поэтому важно на этапе проектирования закладывать определенный процент под возможное расширение, чтобы в дальнейшем не создать сложностей руководству и не доставлять дискомфорт сотрудникам.

Рано или поздно, но вопрос об экономии все равно будет подниматься. И тут нужно понимать, что чем больше объем помещения, тем менее будет заметна в общей смете цена инженерных коммуникаций. При работе с небольшими пространствами вопрос бюджета всегда стоит более остро: необходимо подбирать такие решения, которые не повлияют на качество будущего офиса, но при этом будут достаточно экономными. Когда речь идет о крупных форматах от 10 тыс. кв. м и более, то существенным плюсом является возможность получить дополнительные скидки от поставщиков. К примеру, благодаря этому в офисе "Ростелекома" площадью 48 тыс. кв. м, который расположен в офисном парке Comcity, удалось снизить стоимость кв. м, несмотря на то, что офис соответствует классу А.

Анна Дыханова, генеральный директор ADetail

← к статьям