По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Непростые штаб-квартиры 01 августа 2016 года

В отличие от обычных офисов, требования к которым обычно базируются на качественном помещении и хорошей транспортной доступности, не считая, конечно же, цены, к выбору локации для будущей штаб-квартиры компании подходят куда более ответственно. Расположение головного офиса, особенно сочетающего в себе функции как бэк-, так и фронт-офиса, должно отвечать сразу нескольким требованиям, среди которых и имидж компании, и комфорт сотрудников, а также дополнительный HR-инструмент.

Критерии отбора

Не редкость, когда еще на этапе выбора помещения под будущую штаб-квартиру арендаторы предъявляют особенные требования. По словам Алексея Ефимова, главы департамента офисных площадей компании JLL, бывает, что арендаторы рассматривают для своих штаб-квартир отдельно стоящие здания, бывает – помещение в бизнес-центре.

"Данный выбор чаще всего не зависит от индустрии, а зависит от конкретного клиента и его запросов. Например, в нашей практике был немецкий заказчик, занимающийся производством бытовой техники, для которого критически важно было иметь отдельно стоящее здание на собственном выделенном земельном участке, огороженном забором. Вместе с этим есть и другой пример - китайского клиента, по мнению которого отдельно стоящее здание в качестве штаб-квартиры – это уже прошлый век, и оптимальным со всех сторон является решение по аренде большой площади в бизнес-центре, где есть развитая инфраструктура, качественное "соседство" и т.п.", - отметил эксперт.

При этом вопрос бюджета по-прежнему остается одним из самых актуальных. И только после этого, как поясняет Ирина Хорошилова, директор отдела глобальных корпоративных услуг CBRE, идут такие критерии, как местоположение, классность объекта и т.п. "Если арендатор рассматривает офисное помещение площадью до 5 000-10 000 кв. м, то это скорее всего будет часть бизнес-центра. Если арендатор рассматривает площадь от 10 000 кв. м, то в большинстве случаев это может быть отдельно стоящее офисное здание", - уточняет Хорошилова.

Не менее важно, чтобы будущий офис отвечал и перспективам развития бизнеса. Если компания в дальнейшем планирует расширяться в рамках текущего бизнес-центра или конкретной локации, то еще на этапе рассмотрения вариантов необходимо закладывать определенный процент площадей под возможное расширение, а также учитывать возможность аренды дополнительных площадей в БЦ.

На всем готовом

Если речь идет о выборе бэк-офиса в небольшой компании, где не разработан собственный брендбук или в принципе нет такой потребности, то арендаторы часто садятся в помещения с готовой отделкой. К счастью, в текущей ситуации на рынке достаточно много различных предложений до 1000 кв. м. Однако когда офис выбирается в качестве будущей штаб-квартиры, то предпочтение отдается shell&core. Практически каждый крупный арендатор имеет свои требования к будущему помещению, включая не только архитектурные решения, но также и особые требования к используемым материалам. По словам управляющего партнера компании Pridex Сергея Кудрявцева, при работе со штаб-квартирами можно отметить более высокие стандарты, которые компания предъявляет в отношении будущего офиса, а также более дорогие отделочные материалы и инженерные коммуникации.

Ирина Хорошилова также отмечает, что, как правило, крупные компании рассматривают покупку готового объекта или проекты built-to-suit, когда здание строится под нужды определенной компании. Например, в 2013 году для компании "Лукойл" было построено офисное здание в Уланском переулке по соседству с исторической штаб-квартирой, компания "Согаз" приобрела офисные здания в Уланском переулке недалеко от своей штаб-квартиры. В 2014 году был введен в эксплуатацию комплекс на Воронцовской улице для ВТБ, в 2014 году был введен в эксплуатацию комплекс на Вашутинском шоссе для компании Bosch. Также можно вспомнить переезд компании Mail.ru Group в бизнес-центр Skylight, неподалеку от которого располагалась бывшая штаб-квартира компании.

Говоря о локации, нельзя не отметить, что выбор места зачастую основывается не только на характеристиках того или иного объекта, но и на будущих соседях. Алексей Ефимов говорит о том, что на рынке исторически сложились определенные критерии или так называемые устоявшиеся локации в зависимости от специализации арендатора. Например, во всем мире IT-компании предпочитают располагаться за городом или в районе аэропорта – такой стратегии, в частности, придерживается компания IBM. Однако в российской реальности ситуация другая – московская штаб-квартира IBM расположена в деловом квартале "Москва-Сити". Классической локацией для IT-сектора является бизнес-парк "Крылатские Холмы" - именно там и находится сразу несколько арендаторов данного профиля. Приверженность к удаленной локации обычно объясняется желанием располагать обширной парковкой, парковой зоной, множеством предприятий сферы услуг и т.д. Также наблюдается определенный тренд на децентрализацию офисного рынка, в частности, переезд нескольких крупных компаний в офисный парк Comcity в Новой Москве, среди которых такие компании, как "Астерос", Oracle, "Ростелеком" и др. Хотя есть и некоторые исключения из правила, например, компания "Яндекс", которая располагается в деловом квартале "Красная Роза" в центре города.

Особенности архитектуры

Помимо ряда технических и функциональных требований к будущим зданиям, крупные компании стремятся создавать свои штаб-квартиры, ориентируясь на разработанные бренд-буки или же привнося необычные архитектурные решения в офисные пространства.

По мнению Сергея Чобана, руководящего партнера архитектурного бюро SPEECH (Россия), руководителя берлинского офиса бюро nps tchoban voss (Германия), штаб-квартира как центральное представительство той или иной компании должна обладать запоминающимся, легко считываемым архитектурным образом, который в сознании горожан будет ассоциироваться именно с этой компанией. "Плюс этому зданию необходим вполне предсказуемый "джентельменский набор" - удобство и рациональность планировок, энергоэффективные технологии, сокращающие эксплуатационные расходы и т.д. Штаб-квартира, на мой взгляд, по определению располагается в отдельно стоящем здании, которое чаще строится именно под компанию. Впрочем, бывают случаи, когда компания арендует или выкупает под свое представительство уже готовое здание, но опять же целиком. В практике моего немецкого бюро nps tchoban voss один один такой случай был совсем недавно: мы построили в Восточной гавани Берлина офисное здание, в фасадах которого использовали панели пяти оттенков красного и терракотового цветов. Его в долгосрочную аренду взяла и сделала своей штаб-квартирой компания "Кока-Кола", которой оно идеально подошло как по площади и планировкам, так и по цветовой гамме фасадов", - рассказывает архитектор.

Стоит отметить также массовый переход от кабинетной системы к функциональному open space решению, что позволяет компаниям существенно оптимизировать рабочие площади. Это одинаково характерно как для IT-представителей, так и для банковских структур, юридических и финансовых компаний. Момент конфиденциальности решается созданием отдельных звукоизолированных помещений, разделенных с общими зонами. Помимо этого популярными становятся "игровые" офисы, распространенные в первую очередь среди IT-компаний. Большое количество помещений для неформального общения, кофе-поинты, лаунж-зоны – все это является неотъемлемой частью уютного офиса, ориентированного на сотрудников.

Как отмечает Мария Николаева, глава архитектурного бюро Mad Architects, комфортные условия для сотрудников напрямую влияют на их производительность. Человек проводит в офисе достаточно много времени, поэтому создание "домашней" атмосферы – один из главных принципов при формировании современного и удобного офисного пространства. В том числе важно учитывать особенности работы различных департаментов и бизнес-процессы компании, чтобы максимально эффективно использовать эти данные при проектировании будущих штаб-квартир.

Офисный центр должен иметь удобную логистику, презентабельные и комфортные входные группы — именно с них начинается знакомство с компанией. Амир Идиатулин, генеральный директор IND Architects, говорит о важности на зоны ожидания, решениях пропускной системы и других мелочах, которые на этапе переезда кажутся незначительными, однако уже после организации собственного офиса могут доставить ряд неудобств посетителям и сотрудникам. "Необходимо помнить, что не только собственно штаб квартира представляет компанию, но и офисный центр, в котором она расположена, соответственно он должен отвечать образу и духу компании, поддерживать ее имидж. Если идет строительство "с нуля", то у архитектора и заказчика есть возможность создать идеальное для компании рабочее пространство. Если же говорить о готовом офисном здании, стоит обратить пристальное внимание на адаптацию пространства под компанию — это, конечно, не только интерьер. Ощутимый результат в признании пространства "своим" создают входные группы, благоустройство территории, малые архитектурные формы и арт-объекты", - уточняет Идиатулин.

Штаб-квартира компании может представлять собой одновременно и внутренний, и клиентский офисы. Особенно актуально это в случае банковских структур - такие офисы будут иметь свои особенности в плане разделения внешних и внутренних потоков, чтобы клиентские потоки не смешивались с потоками сотрудников. Чаще всего проблема решается созданием нескольких входов, разделяющих офисный центр. Но так или иначе, любая штаб-квартира, помимо удобства и комфорта для работы, должна транслировать корпорпоративные ценности компании и отражать общий вектор ее развития.

← к статьям