По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Да будет свет! 29 августа 2016 года

Каждый торговый центр -  это маленький мир со своей сложной инфраструктурой, геометрией, архитектурой, строительными и монтажными ограничениями и, конечно же, со своим особым характером. Поэтому подход к светотехническому оснащению подобных объектов всегда индивидуальный. Но тем не менее, есть принципы освещения, которые применимы абсолютно в любом объекте.  

Базовые правила

Как правило, торговые комплексы под своей крышей объединяют различные магазины и шоу-румы , пространства сферы услуг и зоны развлечений. Каждая из этих зон требует соответствующего подхода и светотехнического оформления. Магазины должны продавать, а в зонах развлечения и сфер услуг необходимо создать такую атмосферу, чтобы посетитель оставался там как можно дольше и как можно легче расставался с деньгами.  

Главное правило грамотного светотехника и архитектора – то, с  чего и стоит начинать проектировать торговый центр, -  максимальное наполнения пространства естественным светом, который является наиболее комфортным, полезным, биологически динамичным и ,само собой, самым энергоэффективным.

Торговый комплекс - это  общественное место с большим количеством людей, поэтому основная задача в работе освещения - обеспечить чувство безопасности и максимального комфорта, при этом сохранив индивидуальный характер и динамичность пространства.

Не стоит забывать о второстепенных помещениях, таких как лестницы, коридоры и переходы. Эти зоны также играют свою роль в восприятии торгового комплекса в целом, именно при работе с ними необходимо уделять особое внимание безопасности, зрительному и психологическому комфорту. Также правильный подход к освещению этих зон стимулирует покупателей совершить прогулку по всему торговому комплексу.

В случае, если торговый комплекс обладает большой протяженностью стен, необходимо помнить об обволакивающем освещении, которое поможет не только сделать различимыми пропорции пространства и отлично выделить стены, но и поможет наполнить помещение приятным отраженным светом. Залогом хорошего освещения является комфортный, неслепящий свет, взвешенный баланс вертикальной и горизонтальной освещенности, необходимый и достаточный уровень освещения, комбинация различных его видов, и, конечно же, профессиональный подход к выбору оборудования - вот, наверное, и все основные секреты проектирования освещения гипермоллов.

Типичные ошибки

Выделить можно несколько типовых ошибок. Первое - это несбалансированность освещения, его недостаток или даже избыток. К этому же относится и чрезмерная контрастность. Вторая часто встречающаяся ошибка - неграмотно спроектированное аварийное освещение или даже вообще его отсутствие. Еще очень часто во многих общественных пространствах, в том числе и в торговых центрах, происходят ошибки с выбором и юстировкой оборудования, с одной стороны это может привести как раз к несбалансированности, а с другой - к отсутствию визуального комфорта от присутствия большого числа бликов и ослепления от прямого попадания света в глаза.

Разумная экономия

Современные системы освещения сегодня отличаются высокой энергоэффективностью. Главное помнить, что "энергоэффективность" - это не только количествово потребляемой электроэнергии, а намного более обширное понятие, в которое входят такие аспекты как затраты на обслуживание, замены, кондиционирование и прочее.  Поэтому выбор оборудования должен быть действительно обдуманным, а не руководствующимся исключительно характеристикой lm\W.

Про марки оборудования говорить достаточно тяжело, в мире существует очень большое количество производителей, и даже наша компания представляет порядка 200 фабрик - производителей технического света. Если говорить о типах и решениях, то это как правило диктуется архитектурными особенностями и строительными ограничениями, ну и, конечно же, бюджетом. 

В основном это встроенные светильники общего освещения, для акцентирования применяется как встроенный свет, так и системы осветительных шинопроводов.  В высоких пространствах и атриумах нередко можно встретить системы зеркального, отраженного света.

Стоимость оборудования в большей степени зависит от сложности воплощения концепции продающего освещения, которая в свою очередь напрямую зависит от архитектуры объекта, строительных ограничений, наличия или полного отсутствия естественного света. 

Эмоциональное освещение

Освещение является основным инструментом по управлению эмоциями в продающих пространствах. Свет не только существенно влияет на общее впечатление от посещения торгового комплекса, но может стать причиной получения как положительного опыта, так и отрицательного.  Свет влияет на восприятие формы и пространства, но также способен изменять наше восприятие тактильных ощущений, не говоря уже про разнообразные цвета. При помощи света мы способны вызывать у посетителей определенные эмоции и состояния, передавать атмосферу, образ жизни, например, респектабельность, да и просто направить посетителей туда, куда необходимо. Все это, безусловно, стимулирует к совершению покупок.

Качественное освещение можно создать везде, главное чтобы этим занимались профессионалы.  Сейчас существует такой богатый выбор оборудования, что реализовать можно практически любую задачу. Основной момент – это правильный подход к делу и обдумывание светотехнического решения еще на этапе проектирования. Но, к сожалению, реалии бывают совершенно иными, и комплектовать объекты зачастую приходится практически за несколько дней до открытия.

Константин Цепелев, коммерческий директор компании ARTLIGHT

← к статьям