По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Социальные объекты: коммерческая выгода или альтруизм девелопера? 28 сентября 2016 года

В последнее время девелоперы все чаще создают социальные объекты как в составе коммерческих проектов, так и полностью самостоятельные. Причем не всегда эти инициативы основаны только на финансовой выгоде, зачастую бизнесмены занимаются строительством больниц, хосписов, школ или специальных гостиниц исключительно в благотворительных целях. Главное, что объединяет все эти проекты — стремление изменить жизнь к лучшему.

В качестве примера можно привести нашу работу над благотворительным проектом социальной гостиницы для детей и их родителей, приезжающих на лечение онкологические центры  Москвы на длительный срок. Пространство гостиницы было сформировано в соответствии с принципами антропологического дизайна, который основан на соединении архитектуры и психологии. Пребывание в этом отеле должно быть похоже на игру, вся обстановка здесь призвана отвлекать от гнетущих мыслей о болезни.

Антропологический дизайн обосновывает убеждение, что пространство может лечить и помогать — архитекторы способны создавать условия, тем или иным образом влияющие на человека. В Европе существует сеть центров по оказанию бесплатной помощи и поддержки онкологическим пациентам и их родным Maggie's Centre. Здесь сформирована домашняя атмосфера уюта, помогающая отвлечься, настроиться на позитив.

В качестве подобного примера в России можно привести проект детского хосписа "Дом с маяком", в котором также будут созданы все условия для позитивного настроя. Его концепция основана на японской истории о девочке и тысяче журавлей-оригами — многие архитектурные элементы будут напоминать бумажные фигурки.

Строят подобные объекты и в коммерческих целях. Например, на Западе еще несколько десятилетий назад начал развиваться сегмент пансионатов, или домов, для пожилых людей. Проживание в таких заведениях предоставляется на платной основе. При этом в объектах создаются максимально комфортные условия и позитивная атмосфера, в том числе при помощи архитектуры, способствующие для продолжения активной жизни. В таких объектах проектируются зоны для общения, досуговых занятий, обучения, для проведения различных мероприятий. Одним словом, здесь формируются условия, способствующие максимально разнообразной, активной и насыщенной жизни.

В России этот вид коммерческой недвижимости только начинает развиваться. Этому способствует, во-первых, рост количества пенсионеров, а во-вторых, увеличение числа людей с высоким уровнем дохода. Сегодня у нас в стране существует около 10 таких сетей, в основном — в Московской области. В их числе сети "Домашний уют", УКСС, "Забота", "Желтый крест", Senior Group, "Доброта", "Родные люди", "Забота и уход", "Медсервис", пансионат "Монино" от НПФ "Благосостояние". Недавно фонд анонсировал создание сети подобных объектов.

Также существуют объекты, сочетающие социальную и коммерческую деятельность. Еще в 1956 году в США, в Эдине штата Миннесота, появилась "точка кристаллизации общественной жизни" — многофункциональный комплекс с апартаментами, медицинскими центрами, офисами, детскими садами, библиотеками и даже бомбоубежищами (в то время они были крайне актуальны в США). В Тель-Авиве в Израиле работает Ramat Aviv Medical Center, сочетающий медицинский и торговый центры. Поскольку он расположен на побережье Средиземного моря, здесь можно совместить лечение и отдых.

В России в течение последних двух-трех лет социальные объекты, такие как медцентры, детские сады, творческие школы-студии, различные выставки и галереи, начали появляться в составе бизнес- и торговых центров.

Социальные объекты, в первую очередь, детские школы-студии, планируют открывать у себя торговые центры, которые в последние годы вообще уже довольно значительно увеличили развлекательную составляющую. Родители смогут оставлять в таких "кружках" детей, а сами спокойно совершать покупки. Похожую функцию в настоящий момент уже выполняют коммерческие "города профессий", такие как "КидБург", "Мастерславль", KidZania.

В бизнес-центрах социальные объекты открываются не только в результате кризиса, но и в соответствии с последними тенденциями — многие компании стараются создавать для своих сотрудников максимально комфортные условия. Сейчас проектируются "гибкие" и agile офисы, больше напоминающие уютные общественные пространства, чем места для работы, где есть множество зон для отдыха и неформального общения. Дело в том, что в комфортных, свободных условиях повышается работоспособность сотрудников, кроме того, так люди проводят на работе все больше времени. В некоторых офисах даже создают ванные комнаты. С архитектурной и дизайнерской точки зрения офисы становятся все более и более индивидуальными, креативными и необычными. В дизайне применяется много ярких красок, нестандартных для деловой среды предметов и мебели.

Бизнес-центрам, конечно, тоже приходится соответствовать общему тренду — создавать на территории как можно больше инфраструктурных объектов. В частности, уже сложно назвать современный БЦ, в котором бы не работали заведения общепита или магазины, аптеки, другие организации, оказывающие услуги. Однако именно социальные объекты, такие как детские сады или медицинские центры, в деловых комплексах пока редкость. Есть только несколько примеров. В бизнес-парке Comcity скоро откроется медцентр. А в "Крылатских холмах" появился первый детский сад, предназначенный для детей арендаторов.

Более популярны в настоящий момент в бизнес-центрах разнообразные культурные объекты — выставки, галереи.  Например, в БЦ "Большевик" работает и музей Музей русского импрессионизма, в БЦ "Романов Двор" — выставочная галерея (находится в лобби БЦ и представляет собой своеобразную зону отдыха для арендаторов).

Амир Идиатулин, партнер архитектурной студии IND Architects

← к статьям