По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Есть ли жизнь в магазине? 12 октября 2016 года

Давайте посмотрим в глаза слепым фасадам. Я хотел начать разговор об уже знакомом формате отдельно стоящих торговых центрах. "Атриум" на Курской, "Метрополис" на Войковской - их много в нашей столице.

Все мы понимаем логику построения ТЦ "лицо внутрь": когда все торговые площадки выходят внутрь атриума, создавая общественное круглогодичное  пространство внутри. Парковка на -1 этаже, магазины и фудкорт на крыше. Окна на фасаде не нужны, поэтому их называют слепые фасады.

Беспокойные умы московских архитекторов и дизайнеров решают вопрос: что необходимо сделать, чтобы торговый центр выглядел привлекательно, современно, скрывая квадратные километры рекламы на фасаде. Наличие стекла на фасаде ТЦ минимально, ибо при подобном расположении его наличие не нужно. Вот и стоят такие саркофаги по городу молчаливыми знаками материальной культуры.

Но вернемся немного назад, в те времена, когда магазин был в доме. Совмещением жилья и торговли никого не удивишь. Так было испокон веков: лавка на первом этаже, семья на втором. Так жила вся Европа, так развивались города. Постмодернизм оставил нам магазин в многоэтажке. В какой-то момент жадность взяла верх над здравым смыслом, и мы стали строить отдельностоящие торговые площади по 10-30 тысяч квадратных метров, а иногда и рекордными 450 тысячами квадратных метров! При подобной задаче в арсенале архитекторов остается лишь пара-тройка "авторских" хитростей, чтобы талантливо "нарисовать" фасад ТЦ, определив рекламу, и пройти согласование с властями.

Можно ли по новому переосмыслить союз магазина и жилья? Оказывается, можно! Но пока это не в России, хотя убить двух зайцев одним выстрелом тоже можно. И стреляют тоже часто и пока в Европе.

Хочу рассказать о двух известных мне примерах – и оба в Будапеште. 

Первый - это WEST END в Пеште. Проект, где жилье сочетается с ТЦ площадями.

Центр находится на улице Ваци рядом с вокзалом, крышу которого проектировал Эфель. Видимо, новаторский дух до сих пор бродит по улицам города - нахождение на оживленном перекрестке подтолкнуло девелоперов к такому интересному решению. ТЦ построен вокруг гостинницы Hilton или сам Hilton встроили в торговый центр, это не так важно. Гостиница на 150 номеров, общий паркинг с ТЦ, доступ в магазины и рестораны. Уникальность проекта, мне кажется, всегда в одном: четкое понимание, что нужно потребителю, который приезжает в Будапешт как турист, но и как житель этого города.

            Остановимся более подробнее на втором примере - это Allee в Буде. Чтобы построить такой центр в жилом квартале, нужно действительно обладать хорошим видением проекта и четкой стратегией. И у ING Real Estate вместе со студией Finta Studio это получилось. На участке 100х200 метров удалось расположить семиуровневый торговый центр, в котором два подземных этажа занимает парковка, один – супермаркет SPAR, а наземные уровни отданы под торговую галерею и фудкорт.

Площадь торгового центра "Allee" составляет 47 тысяч квадратных метров GLA, включая функции розничной торговли и развлечений. Дополнительно 7 тысяч квадратных метров отведены для офисов и трехуровневою парковку на 1280 мест. 

Перед ТЦ организована площадь и бульвар, который соединяет две улицы, где проходят ярмарки выходного дня в любой летний день. Внутри привычный нашему глазу атриум.

Все это выглядит достаточно привычным, если не считать трех жилих подъездов и офисного блока, примыкающих к ТЦ, и все с отдельными входами на улицу с другой стороны. Simplon Udvar -  название жилого блока с 89 высококачественными квартирами 35-130 квадратных метров жилой площади, который находится на углу улиц Вали и Берчени.

    

Нашлось место даже закрытому внутреннему двору, куда организован доступ только для счастливых жителей дома.

На этой фотографии видны этажи офисных пространств.

ТЦ стал магнитом в центре жилой застройки.

Разработчик ING Real Estate LLC Development намеревался построить привлекательный торгово-развлекательный центр, который удовлетворяет потребностям посетителей и обеспечивает высокий уровень качества жизни для жителей. Благодаря успешному сотрудничеству между Allee и советом округа были обновлены прилежащие территории торгового центра. Длинный 100-метровый туннель был сделан под улицей Берчени для создания дополнительного пешеходного пути. Улица Короси стала пешеходной.Удачное сочетание жилья, рабочих мест и собственно торогового центра позволило быстро закончить проект. Первое, что начали покупать и осваивать, - это апартаменты. Вечером фасады с вынесенными стеклянными балконами подсвечиваются разным цветом. Это и есть живые глаза города.

Возвращаясь к теме, хочется надеяться, что рыночная аналитика и предпроектные исследования, которые предшествуют любому сложному проекту в особой городской среде, будут учитывать возможность и реалии того места, в котором они задуманы. А стратегам хочется пожелать смелости и упорства в убеждении девелоперов строить не стандартные, а уникальные проекты, которые будут наполнять город радостью.

Олег Распопов, Designo

← к статьям