По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Владислав Спицын: "Статичные перегородки в офисе подобны перегородкам в мозгу компании" 27 марта 2015 года

Грамотный дизайн и продуманная архитектура всегда были не только инструментами формирования внешнего облика помещения, но и полезными с практической и экономической точки зрения. В кризис, уже порядком набивший всем оскомину, особенно актуальными становятся решения по оптимизации пространства в офисах. О том, как дизайн помогает пережить непростые времена, почему не стоит экономить на мебели и модульных системах мы поговорили с Владиславом Спицыным, управляющим партнером архитектурного бюро FRONTARCHITECTURE.

Как решения в области дизайна офисных помещений могут помочь сократить затраты в текущих экономических условиях?

Я не могу сказать, что появилось что-то принципиально новое, я считаю, что изначально качественно созданный офис, который потом не требует дополнительных затрат помогает сократить расходы, и в то же время та тенденция в западных компаниях, которая наметилась в последние пять лет, когда за сотрудником не закрепляется постоянное место, дает компании возможность сократить количество персонала до минимума при различных сложностях на рынке, быть достаточно гибкими. На мой взгляд, именно такой офис и помогает сократить затраты.

Другой момент – это изначально качественно сделанная выполненная работа по части отделки. Например, профессиональное офисное освещение, купленное у профессионального специализированного поставщика и специально предназначенное для офисов, достаточно серьезно экономит затраты на электричестве. Плюсом становится и то, что при использовании, допустим, LED-технологии, отпадает необходимость в частой замене лампочек.

Если говорить об освещении – каким образом достигается баланс естественного и искусственного освещения?

Делаются специальные расчеты по балансировке. В частности, мы применяли данную технологию в "Москва-Сити" для офиса крупного банка, светильники в котором были установлены с использованием датчиков, которые реагировали на уровень освещенности. Таким образом, светильники, находящиеся близко к окнам, работали с меньшей интенсивностью, нежели те, что были в глубине помещения, где естественное освещение становится слабее. К вечеру, когда уровень естественного освещения падает, светильники автоматически подстраивают яркость.

Это можно внедрить в любом офисе или необходимо заранее проектировать такие особенности?

Конечно, желательно заранее предусматривать как наличие подобных систем, так и модульные конструкции, которые будут использоваться. Допустим, заказчик должен заранее знать, какой отдел можно перевести на home-office, какой необходимо оставить. Если эти вещи учтены вовремя, то экономия выходит гораздо больше.

Вы говорите об открытых планировках и модульных конструкциях, при которых можно свободно управлять расположением столов в помещении, но как быть в случае, если сфера деятельности компании не позволяет таких решений? К примеру, в юридической практике.

В данном случае речь идет о кабинетной системе. Но и тут на сегодняшний день существуют решения, которые позволяют трансформировать кабинеты, например, в переговорные. В мебельных решениях стараются отойти от заскорузлых правил, когда, к примеру, у руководителя стоит массивный стол, который невозможно переместить. Сейчас все делается более мобильным, и в случае необходимости, превратить такой кабинет в переговорный пункт для командной работы очень просто. Также популярными становятся сборные и раздвижные перегородки, которые разделяют пространство офиса.

Перегородки при этом используются как временные или статичные конструкции?

Есть расхожее выражение, что статичные перегородки в офисе подобны перегородкам в мозгу компании. Оптимальным решением, на мой взгляд, является выбор shell-and-core помещения и дальнейшее его формирование с помощью модульных перегородок. Всегда есть возможность что-то поменять в офисе. Но в данном случае стоит учитывать, что все инженерные коммуникации должны быть готовы к таким изменениям. Тут на помощь приходят floor-боксы, разводка в полах и прочее. IT-служба при этом может за час перетащить все рабочие места в другую часть офиса и организовать там работу.

Последнее время наблюдается тенденция отхода от кабинетной системы в том виде, в котором она была некоторое время назад. Узкий коридор и каркасные перегородки уходят в прошлое. Но все же еще встречаются старые офисы, где это все еще используется.

Как в данном случае обстоит дело со звукопроницаемостью?

Сейчас показатели поглощения звука у таких перегородок очень высокие, поэтому никаких нареканий у сотрудников не возникает.

Наблюдается еще такой тренд, как локальная звукоизоляция. Особенно это заметно на примере европейской офисной мебели, в которой используются вставки из фетра, которыt облада.т хорошими звукопоглощающими свойствами. Мы давно используем такие решения в своих проектах – даже фрагмент фетровой панели, размещенной на стене, сокращает уровень реверберации и присутствия эхо.

Были ли в Вашей практике случаи, когда помещение не позволяет организовать свободную планировку?

В офисах, пожалуй, нет.

Сейчас большую популярность набирают современные офисы с большим количеством общественных и игровых зон, которые уже не похожи на классические кабинетные "соты". Как Вы считаете, будет ли эта тенденция развиваться в дальнейшем?

Это направление появилось несколько лет назад благодаря компании Google. Есть даже такой термин как google-офис. Постепенно эту идеологию начали копировать. И сейчас мы видим, что это проникает и в такие консервативные сферы, как банковская отрасль. Я думаю, что это не зависит от сферы, а больше от того, насколько бренд может поменять свою концепцию. И есть множество исследований, что такие офисы способствуют повышению производительности сотрудников. Мы делали ряд офисов по этой технологии с большим количеством свободных зон и теннисных столов – и как следствие многие уходят домой позже, завязывается неформальное общение, все это способствует большей синергии в работе самой компании.

Какие сложности могут возникнуть при планировке офиса в историческом здании?

У нас был интересный проект – институт геодезии, здание постройки 50-х годов, также там были сделаны технические этажи и шахты для исследований. И некоторые вещи, после формирования в здании офисного центра, было невозможно убрать. Тем не менее, получилось воплотить интересные решения. Мы по максимуму освободили те пространства, которые можно было сдать, а в технических зонах сделали световые акценты и углы притяжения.

А как обстоит ситуация с остеклением в таких зданиях?

Все зависит от желания заказчика, но в большинстве случаев необходимо менять остекление на современные стеклопакеты. У нас был пример работы в типографии Московского Комсомольца, где частично мы установили стеклопакеты, а часть была в виде витража. Мы нашли компанию, которая сделала реставрацию и проклейку, и решили его оставить.

Присутствуют ли тенденции сегодня к упрощению и сокращению заказов в премиальном сегменте?

Оптимизация бюджетов, безусловно, идет, но сокращения заказов пока нет. Скорее, уже внутри самих проектов наблюдаются некоторые изменения.

Распространено ли импортозамещение в используемых при отделке материалах?

Строительные материалы по большей части выходят на уровень европейских, есть хорошие производства в частности по дереву, с визуальной и технической точки зрения. Что касается мебели и освещения – к сожалению, пока мы не можем выйти на тот уровень, на котором находятся европейские производители по уровню энергосбережения и эстетической составляющей. С мебелью ситуация не лучше, при этом, на мой взгляд, стоит потратить немного больше денег и купить мебель европейского производителя, поскольку это важно для здоровья.

А какова ситуация в производстве напольных покрытий?

Дерево, как я и говорил, достаточно высокого качества, а такие покрытия, как ковролин и специальные линолеумы пока отстают. Но почти все хорошие иностранные бренды имеют вторые линии - это заводы в Польше либо в Восточной Европе, - и эта продукция обходится гораздо дешевле.

Но мне кажется, что не стоит сильно вкладываться в отделочные материалы, гораздо важнее обеспечить сотрудников хорошим светом и мебелью.

Говоря о материалах, нельзя не спросить об экологичности – насколько у нас в стране распространены "зеленые" технологии и экологичные материалы в офисной отделке?

Все европейские производители делают товары, которые отвечают нормам экологичности. На сегодняшний день это довольно востребовано. Существует даже такое понятие как "карбоновый след", который определяет количество выбросов парниковых газов в атмосферу. Это все просчитывается, и почти все производители активно используют эти данные. Что касается отечественных производств – уклон в сторону экологии гораздо меньше, что может привести к аллергиям у сотрудников. Но на Западе смотрят не только на то, как повлияет материал на окружающую среду, но и как повлияет его производство.

Беседу вел Антон Мошкин

← к статьям