По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Амир Идиатулин: "Простой дизайн - успешность рынка" 28 июля 2015 года

В крупных городах нашей страны рынки понемногу движутся от простеньких прилавков с сельскими продуктами к современным гастрономическим цитаделям, в которых существует своя концепция организации пространства, современные средства размещения товара, а также презентабельный внешний вид. О том, какие перспективы современных рынков можно ожидать в ближайшее время, мы поговорили с Амиром Идатулиным, руководителем студии IND Architects.

Расскажите, как на Ваш взгляд должен выглядеть современный рынок?

Современный рынок должен быть удобным, интересным и привлекательным не только с точки зрения покупки продуктов, но и с точки зрения дизайна и вариантов проведения досуга. То есть сегодня функция рынка как места объединения горожан возрождается. Это происходит благодаря популярности здорового образа жизни и питания. Меня очень радует эта тенденция, лично я люблю покупать свежие сезонные овощи и фрукты из максимально приближенных регионов. И проще такие покупки совершать на рынке. Архитектура рыночного пространства тоже переживает изменения, оно становится более удобным и для покупателей и для продавцов — в пространстве комфортно находиться в любое время года, улучшается навигация, добавляются новые функции, продумываются зоны притяжения клиентов.

Последнее время актуальным становится перенос классических овощных рынков в объекты капстроения. Какие нюансы необходимо учитывать в архитектуре таких сооружений, чтобы не нарушить "рыночную" атмосферу?

Рыночная атмосфера — это, в первую очередь, общение клиента и покупателя. В магазине можно совершить покупки в полном молчании, на рынке так не получится. Продавцы должны быть причастны к фермерскому духу, чтобы могли не просто цену назвать, а рассказать, где и как выращивали их товар, знали немного больше обычного человека о категории своего товара, могли предложить интересные вкусовые сочетания, поделиться рецептом. Тут очень важен именно социальный контакт, и люди, во многом, приходят не только ради самих продуктов, но и за ощущением этой атмосферы. Поэтому при переносе рынка в здание, внутренний дизайн пространства не должен напоминать интерьер магазина или торгового центра, он должен быть максимально расположен к посетителю, без ощущения барьера. Не должно быть отдельных магазинов с автономными входами, прилавки стоит оставить открытыми.

Как Вы относитесь к формату фреш-маркетов в торговых центрах?

На мой взгляд, это хорошая идея. Для стимуляции спроса важно создать среду, ощущение, что это натуральный фермерский продукт, что павильон временный, потому что именно сейчас этот продукт сезонный и очень актуальный. Эстетически вписать с этой же концепцией — дизайн в фермерском стиле, который отражает наполнение.

Расскажите о концепции формирования Даниловского рынка, который планируется реконструировать в ближайшее время.

Заказчик хорошо подготовил техническое задание, проанализировал международный опыт и описал достаточно подробно видение проекта — с таким ТЗ очень приятно иметь дело.

В основе концепции рынка — город, который будет создан внутри здания Даниловского рынка. По подобию Москвы, он будет организован радиально. Концепция и структура рынка-города гармонично вписываются в существующее здание и подчеркивают его архитектуру, пространственную оболочку. На рынке появятся новые центры притяжения, все они так или иначе связаны с едой, культурой и народным промыслом. Например, здесь можно будет научиться готовить новые блюда. Из продуктов, которые вы купили на рынке, прямо при вас повар приготовит вам обед. На рынке будет отведена зона для food-стартапов — людей, которые делают вкусную еду, не в масштабах ресторана, а для небольших групп. Здесь будут проходить интересные выставки и фестивали, пространство будет активно использоваться каждый сезон, погода будет "играть на руку" круглый год. 

Даниловский не должен превратиться в универсальный маркет. Это рынок "про еду", нам это кажется очень важным. Реконструкция может быть осуществлена в крайне сжатые сроки, так как не предполагает глобальные, сложные перестройки. Но есть и программа максимум — если позволят ресурсы, мы бы хотели задействовать подвал рынка, который в советское время был засыпан землей. На мой взгляд, его можно стилизовать под уютный погреб и продавать там хорошее вино и бакалею.

В целом, зонирование будет распределено следующим образом: порядка 6560-7065% всей территории будет отдано под продажу продуктов, оставшаяся площадь будет распределена между подсобными помещениями, "кухнями"ресторанами, комнатами отдыха и пр. Концепция предусматривает и использование уличных зон — они будут использоваться для торговли сезонными продуктами, сувенирами, здесь могут проходить достаточно масштабные выставки и фестивали.

Концепция разрабатывалась по конкурсу?

Да, все верно. Участвовали 18 архитектурных компаний, одной из которых были мы. 

Как сейчас в целом обстоит ситуация с архитектурными конкурсами? Нет ли предвзятости, как это часто бывает в других сферах?

Я считаю, что сейчас архитектурные конкурсы наоборот становятся шансом выбрать лучшее решение из всех представленных. Задача конкурса — показать всевозможные варианты развития тех или иных зданий и территорий в рамках заданных условий, затем уже заказчик определяет наилучший вариант. При подготовке конкурса на реконцепцию Даниловского рынка представители Ginza — инвесторы проекта, ездили по Европе в поисках оптимальных решений и возможных вариантов развития московского рынка по аналогии с зарубежными форматами. Конечно, возникал естественный вопрос "что же будет работать в нашем конкретном  случае". И поэтому был необходим данный конкурс, чтобы не получилось так, что все сделали красиво, а это не работает. Так часто бывает, когда не учитываются все нюансы будущего объекта, недостаточно просчитываются варианты его развития, или же архитектор работает в отрыве от реальной потребности людей.

В чем основные сложности при работе с такими объектами?

Во-первых, это устаревшее объемно-планировочное решение, которое нужно достаточно сильно менять. Оно уже не вписывается в современные требования. Во-вторых, есть сложности с организацией правильной циркуляции потоков посетителей из-за того, что подступы к рынку и павильонам загорожены. Например, цветочный павильон, который преграждает путь и исключает визуальную связь рынка с входом. Он может находиться в аренде у города на 49 лет. С такими объектами тяжело что-то сделать.

Существуют ли нормативы по размещению таких объектов как в плане капитального строительства зданий, так и в уже построенных объектах?

В проекте реконструкции Даниловского рынка никаких сложностей и нарушений не возникнет — не изменяется функциональное назначение здания. Если же рынок переносится на новую территорию, то, конечно, необходимо провести работу с документацией — здание должно быть в градостроительном плане или нужно получать новое ГПЗУ – а на это требуется гораздо больше времени.

Какие тенденции в плане развития торговых пространств Вы можете выделить?

Ориентация на натуральные продукты и здоровый образ жизни, вариативность — в торговом пространстве должны быть представлены разные категории товара. Например, может быть павильон с эко-продуктами, другой — с продуктами из определенного региона. Это навскидку, на самом деле здесь может быть несколько вариантов, по кухням "Все для армянского обеда" и пр. То есть конкуренция на рынке должна быть, но не среди одинаковых прилавков с одинаковыми продуктами, у каждого есть своя "фишка".

Все новое — хорошо забытое старое. Мы, в общем, и не забывали про развлечения — еще в старину рынки предлагали всевозможные развлечения, скоморохи, цирки шапито располагались неподалеку. Но сейчас этот микс торговля + развлечения особо актуален, так как развлечения становятся все более интересными, интерактивными, познавательными. Помимо всех других развлечений, рынок способен дать массу гастрономических удовольствий, которые никогда не получишь дома за экраном компьютера при заказе продуктов через интернет. Это преимущество надо использовать на все 100%.

Как сказывается оптимизация и сокращение бюджетов на работе с такими объектами?

Как раз изюминка рыночного пространства состоит в том, что чем проще дизайн — тем лучше. Лучшая граница между покупателем и продавцом — товар. Никому не нужны золотые витрины, зеркала и другие "лишние" украшения. Дизайн прилавка должен быть обусловлен типом товара, понятно, что выкладка мяса отличается от специй. Лучший рыночный дизайн — ремесленнический, будто только что продукты с фермы приехали. Специально для вас.

Беседу вел Антон Мошкин

← к статьям