По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Мария Николаева: "Архитектор обязан позаботиться о каждом человеке, который будет находиться в его офисе" 22 декабря 2015 года

Все кризисы покорны красоте - и это как никогда справедливо для многих архитектурных бюро. Потребность в качественном пространстве не только для работы, но и для жизни не угасает даже в самые сложные экономические периоды. О разнице между иностранными и российскими заказчиками, тенденциях к экономии и осознанном подходе к созданию офисов мы поговорили с Марией Николаевой, генеральным директором MAD Architects.

Как сегодня, учитывая кризис, выглядит портрет российского заказчика в сравнении с иностранным?

Нельзя однозначно выделять различия, связанные только непосредственно с кризисом. Между российскими и западными компаниями, безусловно, присутствует разница, но тут, скорее, нужно говорить о ментальности: культуре ведения переговоров, принятия решений и самом принципе выстраивания рабочих процессов. Экономическая ситуация в стране в меньше степени повлияла на выбор тех или иных проектов.

И важно заметить, что процент компаний, которые точно знают, чего хотят - очень небольшой. Гораздо больше тех, кто еще не сформировал свой взгляд на итоговый продукт. Тут как раз и нужен архитектор, который благодаря своему опыту и знаниям сумеет быть преобразователем множества факторов в единый продукт, даже в условиях кризиса.  

Стоит обратить внимание на отличительные критерии выбора, присущие западным и российским заказчикам. В последнее время все большее число компаний имеют такой документ как брендбук, в котором прописаны все стандарты работы, в том числе касающиеся отделки помещения и его организации. Когда происходит выбор архитектора, то во главу угла в этой ситуации становится именно техническая возможность грамотно вписать имеющиеся решения в существующее помещение, соответствовать установленным стандартам. Эстетическая составляющая в данном случае вторична, так как этот вопрос решен брендбуком. Таким заказчикам нужен профессионал, который сумеет правильно реализовать проект с точки зрения всех СНиПов и норм, учитывая при этом заранее прописанный регламент.

Совершенно другие критерии отбора выходят на первый план, когда компания не обладает сформированной концепцией. Критерии выбора таких заказчиков могут быть смещены в сторону креативности и стилистических предпочтений конкретного архитектора. Подобные компании общаются с разными архитекторами и часто просят предпродажные предложения для оценки креативных способностей.

В числе ваших проектов была гостиница в Уфе - Hilton Garden Inn. Расскажите поподробнее об этой работе.

В данном проекте мы занимались как номерным фондом, так и общими зонами. Что касается номеров, то мы имели дело с готовыми стандартами, поскольку речь идет о западной компании-операторе. Брендбук представляет собой огромный документ, который выпускает головной офис, а затем он транслируются по всему миру. Одним из ключевых условий в работе стало четкое следование всем правилам, которые определяли детали до мельчайших подробностей. Но с местами общего пользования, такими как зона ресепшн, ресторан, бар, санузлы, холлы, парадная лестница и т.д. ситуация обстояла иначе, мы были вольны предлагать наши собственные идеи для реализации в проекте.

В чем тогда заключается роль архитектора, когда все основные моменты уже заранее предусмотрены?

Важно точно выполнить чертежи, соблюсти все требования, и таких нюансов очень много. Грамотность архитектора и его ценность как раз и заключается в том, чтобы все прочитать, изучить и переместить прочтенное в проект.

Каким образом выбиралось архитектурное бюро для проекта гостиницы в Уфе?

Нашим заказчиком был частный российский инвестор, который взял международного оператора для своего проекта. Мы участвовали в тендере и победили.

Сколько времени занял весь проект?

Мы проектировали его одновременно со стройкой – сроки были сжаты, поскольку предполагалось открытие отеля к саммитам ШОС и БРИКС в 2015 году. В общей сложности мы потратили порядка 3 месяцев на проект - площадь проектирования мест общего пользования составила около 2500 квадратных метров.

Обратимся к теме офисов: можно ли отметить тенденцию к унификации на рынке офисных интерьеров?

Если заказчиком является интернациональная компания, крупный сетевой игрок – то в данном случае можно говорить о некоей стандартизации решений бренда. Исключением будет тот же Google, который стремится каждый новый офис сделать непохожим на предыдущий с точки зрения стилистики, но по своему функционалу они не сильно различаются. Наш подход больше ориентирован на уникальные проекты – всегда интересно работать с компаниями, которые готовы воплощать что-то необычное и неординарное. Мы, в свою очередь, открыты к новым идеям и с большей охотой беремся за такие предложения.

Исходя из вашей практики, как изменились бюджеты на офисы за последнее время?

Вопрос бюджета начал стоять более остро, компании стали относиться внимательнее к тратам, задаваясь вопросами, где можно сэкономить и как распределить инвестиции по времени. В любом случае, всегда есть компании, которые могут позволить себе больше, и те, чей бюджет на проект ограничен. Но не обязательно вкладывать колоссальное количество денег, чтобы сделать себе качественный офис. Вполне можно обойтись бюджетом в 800 долларов за квадратный метр. Однако и тут важно понимать, какие цели и задачи решаются в рамках проекта – порой, без солидных вложений обойтись не удастся.

А на чем можно сэкономить в офисных проектах?

Сэкономить можно на количестве мебели, которая будет стоять в офисе. Прибегнув в аналитике рабочих процессов конкретной компании, можно обнаружить, что, например, тумбочки нужны далеко не каждому сотруднику, в равной степени, как и постоянное рабочее место для сотрудников, род деятельности которых напрямую связан с частыми командировками и внешними переговорами. Следует отталкиваться от реальных потребностей, которые в свою очередь могут вылиться как в серьезную экономию денежных средств, так и офисного пространства.

Но важно отметить, что ни в коем случае нельзя экономить на вещах, которые оказывают прямое влияние на здоровье сотрудников. В первую очередь, это кресла, которые при неправильной конструкции оказывают негативное влияние на позвоночник. Не менее важны хорошие системы кондиционирования и правильное освещение в офисе.

В тему стульев – существует мнение, что импортозамещения в этом сегменте нет. Так ли это, по-вашему?

Да, к сожалению, это так. На сегодняшний день на отечественном рынке нет компаний, которые бы проводили исследования и серьезно работали над конструкцией своих изделий, учитывая всю эргономику индивидуальной подстройки под параметры тела человека, не говоря уже о качественной отечественной фурнитуре. В своих проектах мы всегда предлагаем только западных производителей, которые серьезно подходят к таким вопросам.

Как выглядит процесс создания офиса для компании?

Все начинается со знакомства: мы изучаем компанию, ее деятельность, отличительные черты, штатное расписание и функционал сотрудников, взаимодействие отделов друг с другом, концентрацию потоков и т.д. Ходим по отделам и буквально спрашиваем людей о том, как проходит их день. Исходя из полученной информации, мы начинаем задумываться, какие условия будут идеальными для каждого конкретного человека, как следует организовать пространство и какие решения использовать. Мы никогда не задаем вопросы о том, какой офис клиент хотел бы увидеть – это исключительно задача архитектора, для этого нас и пригласили. Не стоит следовать протоптанными путями и пользоваться готовыми ответами. Для качественного проекта важны глубокие технические знания, осознанность и серьезный подход к разработке концептуальных предложений. На нас лежит огромная ответственность: мы моделируем поведение людей в пространстве и обязаны позаботиться о каждом человеке, который будет в нем находиться.

Какое соотношение различных зон оптимально для офиса – рабочие, общие и развлекательные пространства?

Важно не само соотношение, а система работы компании. У нас был достаточно интересный проект – IT-отдел для "МДМ Банка", – на этаже, где мы проектировали офис, прежде находился корпоративный бассейн. На определенном этапе развития банка было принято решение о расширении команды разработчиков. Самым подходящим местом оказалось именно это помещение, которое уже никем давно не использовалось. Перед нами стояла нетривиальная задача – организовать офис фактически в чаше бассейна. Также необходимо было оставить возможность снова вернуться к бассейну, если помещение больше не будет использоваться под офис. Мы постарались сделать пространство в этом проекте максимально разнообразным и комфортным: рабочие места смешали с зонами отдыха, добавили большое количество зелени, а стены декорировали настоящим граффити.

Главной особенностью в проекте стала возможность устроить переговорную зону практически в любом месте. Каждый сантиметр пространства работает и выполняет свою функцию; так мы избавились от пустых и мертвых зон и определили общую концепцию – "Работай там, где удобно". "Строгие" пространства с жесткими границами давят на сотрудников, а наша задача - вдохновить людей, поддержать и правильно замотивировать.

Какие тенденции в дальнейшем развитии офисов вы можете отметить?

Сейчас мы видим переход от старых канонов рабочего пространства к новым и современным решениям. Сотрудники по-другому воспринимают помещения, в которых они работают. Проводить встречу в переговорной комнате в костюмах и при галстуках уже нет никакой необходимости, все чаще это можно сделать за чашкой чая, не отходя от рабочего места, либо в лаунж-зоне. Надо понимать, что люди не только работают, люди проживают в офисах большую часть своей жизни, это место самореализации, а самореализация - одна из основных наших потребностей.

Главная тенденция будущего, на мой взгляд, - это ценность человека, а применимо к данному контексту – его ценность в конкретном пространстве. Офисы будут больше ориентированы на заботу о людях. Отсюда и ставшие в некоторых местах популярными, а где-то и весьма желанными игровые зоны, пространства для релакса и сна. Офис будущего - это вдохновляющая среда обитания, в которой хочется творить, и рабочий процесс становится более эффективным, когда есть возможность отдохнуть и переключиться на что-то.

Беседу вел Антон Мошкин

← к статьям