По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Эрик Валеев: "Архитектура должна заботиться о человеке" 30 апреля 2016 года

Архитектура должна служить не только внешней эстетике, но и нести в себе полезную для города и общества функцию. И сегодня такие проекты реализуются за счет успешного баланса множества факторов. О формировании пространства, социальной ответственности архитектора и "уместной" архитектуре мы поговорили с Эриком Валеевым, главой архитектурного бюро IQ Studio. 

Вы участвуете в конкурсах и создаете проекты как коммерческих, так и жилых зданий. Какие принципы в работе бюро вы можете выделить в качестве основных?

Архитектура - древнейшая и, вероятно, наиболее интегрированная из всех дисциплин на земле, она охватывает точные науки, всевозможные виды искусств, строительное дело, философию, историю и пр. В работе для нас крайне важно почувствовать эти пересечения, отсюда первая буква нашего названия - "i" как "intersection" (пересечение). От того, насколько тонко, точно и оригинально найдены эти точки пересечений и зависит качество самой архитектуры - отсюда вторая буква названия - "q" как "quality" (качество). Отдельной темой для нас является работа с ограничивающими факторами или, проще говоря, минусами каждой конкретно проектной ситуации. Мы стараемся вместо той или иной проблемы увидеть новые возможности и даже преимущества решений. Сделать некий рефрейминг казалось бы негативных факторов в позитивные драйверы.

От чего вы отталкиваетесь при работе над проектам торговых и бизнес-центров? А от чего при создании ЖК, загородных комплексов и общественных пространств?

Как ни странно, всегда от одного и того же - комфорта человека. Комфорт во всех смыслах: визуальный, аудиальный, тактильный, психологический, эргономический и пр. Когда архитектура не равнодушна, а "заботится" о человеке, о том где и как он работает, спит, ест, отдыхает, занимается спортом, меняется качество жизни. Это в свою очередь увеличивает ликвидность жилья, обороты в торговых центрах и производительность труда в офисах. 

Конечно, везде своя специфика, в одном случае экономический фактор превалирует, в другом важно создать определенное настроение в пространстве, акцентировать внимание, заставить остановиться. Для ритейла необходимо правильно направить потоки движения людей, не перекрывать визуальные связи и не отвлекать от покупок, иначе объект не будет выполнять свою основную функцию. Для жилья наиболее важны приватность, солнечный свет, видовые характеристики. Здесь опять тема пересечений задач и интересов. Чем больше факторов принимается в расчет, тем продуманней, глубже, полезнее и удобнее в итоге архитектура. Точно подобрать баланс – всегда вопрос именно профессионализма архитектора. 

Вы говорили о том, что в работе с ограничениями стараетесь максимально использовать данный потенциал. Расскажите, в каких проектах этот подход был реализован?

В качестве примера можно взять проект ТРЦ "Полежаевский". На участке изначально было три негативных фактора в виде существенного недостатка общественного пространства у главного входа, северного расположение входной зоны и близости общественного променада к шумному Хорошевскому шоссе.

За счет активной работы с пластикой фасада мы пропустили общественную площадь у главного входа в интерьер, объединив ее с входной зоной внутри комплекса. Это визуально увеличило общественное пространство в 2 раза. Это ощущение также поддерживает единый рисунок мощения и покрытия пола вестибюля.

Легкое структурное остекление вкупе с ажурным световым фонарем позволили нам, несмотря на северное расположение, осветить солнцем входную зону. Проблему соседства с шумным шоссе решили с помощью буферной зоны с холмами и плотной растительностью вдоль шоссе, а также за счет скамеек с вытянутыми спинками, защищающими человека от негативного влияния шоссе.

Насколько, по вашему мнению, важна социальная роль в работе архитектора?

Сначала человек формирует пространство, а затем пространство формируют человека. Влияние архитектуры нельзя недооценивать, она определяет, как люди двигаются в пространстве, доме, городе, сколько света и какие виды получают, как и где общаются. Также архитектура - одно из самых дорогих и длительных явлений в жизни человека и, следовательно, ошибки, допущенные в проектах, влияют на людей еще долгое время. Задачи каждого проекта можно решать по-разному, но практически всегда есть возможность теми или иными средствами сделать так, чтобы объект что-то давал городу. Это может быть площадь, сквер, смотровая площадка; что-то для людей, которые не являются прямыми пользователями объекта. Во всем этом социальная роль архитектора и его творений абсолютно неоспорима. Вдумчивый заказчик это чувствует, но такая ситуация - нечастое явление. Социальная роль архитектора подтолкнуть к этому девелопера, лучше всего, когда проект сделан так, что это кажется наиболее очевидным решением и от этого выигрывают все стороны.

Сейчас проходит множество конкурсов, в которых молодые российские бюро соревнуются наравне с европейскими, однако по-прежнему остается мнение, что отечественный уровень не всегда стоит на той же ступеньке, что и европейский. Согласны ли в с этим?

Нельзя рассматривать отечественную архитектуру в отрыве от застоя прошлых лет, можно много дискутировать на эту тему, но препятствия у русской архитектуры существовали. Эпоха глобализации, которую уже ничем не остановить, диктует свои правила и здорово уравнивает шансы, мы получили доступ к семинарам, лекциям, онлайн-обучению, литературе, знаниям, а это означает, что общая осведомленность и интерес возрастают, а за этим и сам прогресс. Нельзя просто реформировать систему образования и ждать классной архитектуры, должен появиться запрос. Здесь уже важно помнить, что архитектура должна быть контекстуальной, отвечать климатическим условиям конкретного места, уважительно относиться к истории и культуре. Она, безусловно, может работать как на интеграции в существующую ткань, так и на контрасте, но главное - архитектура должна быть уместной.

А что касается уровня, то и на Западе, и у нас хватает посредственной архитектуры, где-то больше, где-то меньше. Повышение ее качества - это общечеловеческая задача.

Сегодня популярна тема google-офисов и большого количества неформальных элементов в административных зданиях. Ваши проекты, напротив, отличаются строгостью форм и некоторой лаконичностью. Чем продиктованы такие решения и можно ли говорить о том, что интерьер, как и экстерьер – это отражение статуса и подхода к работе в компании?

Мы делаем по большей части общественные пространства, городские объекты, это означает, что архитектура взаимодействует с большим количеством людей, чем, скажем, квартира или даже корпоративный офис. В каком-то смысле, тема социальной ответственности существует и здесь. К примеру, в плане цветовых решений: чем ярче и интенсивнее будет локальный цвет, тем сильнее эмоции. Мы стараемся искать красоту в самой функции, поэтому нас редко интересует декор, который не несет смысловой нагрузки или цветовые смешения, обоснованные только лишь композицией.

Я бы не назвал нашу архитектуру строгой, мне ближе ее определение как "лаконичная". 

Бытует мнение, что современная архитектура, с навязанными заказчиками сроками окупаемости и бесконечным удешевлением проектов, не станет "архитектурой на века". Так ли это и почему?

Архитектура - отражение эпохи, срез исторического пласта конкретного места, она в любом случае отражает реалии определенного времени, была эпоха деревянной архитектуры, каменная живет дольше, но это не умаляет ценности первой. Конечно, мы стараемся избегать некачественных материалов и, где это уместно, всегда отдаем предпочтение красиво стареющим материалам.

Как Вы отстаиваете выбранные решения в своих проектах, если заказчик хочет "удешевить и упростить" проект или внести кардинальные изменения? Часто ли это происходило в вашей практике?

Не могу припомнить, чтобы мы меняли основной материал здания. Очень важна работа архитектора с клиентом на этапе рождения концепции: важно услышать клиента, учесть экономические реалии, скорость и способ монтажа, уместность материала в данном конкретном месте, как играет солнечный свет на конкретном материале при заданном расположении фасадов. Если этот анализ достаточно подробно проведен, то конечный материал очевиден, и замена может происходить только в рамках фирм изготовителей.

Поделитесь Вашими планами на ближайшее будущее: над какими проектами работаете, в каких конкурсах хотите поучаствовать?

В данный момент работаем над проектом селекционного центра - это перепрофилирование складских пространств, офисами в ММДЦ "Москва-Сити", вестибюлями и общественными пространствами жилых комплексов, небольшими торговыми центрами. В планах больше участвовать в городских проектах и площадках, значимых для города.

Беседу вел Антон Мошкин

← к статьям