По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Александр Абрамков: "Мы ориентировались не на краткосрочный результат, а на долгосрочную перспективу развития" 15 июня 2016 года

Офисная децентрализация продолжает набирать обороты. Одним из показательных примеров стал переезд компании "Ростелеком" в новый офис площадью 48 тыс. кв. м, расположенный в Новой Москве. О причинах переезда, архитектурной концепции офиса и новом формате работы мы поговорили с Александром Абрамковым, вице-президентом по административным вопросам ПАО "Ростелеком".

В чем заключалась главная дизайн-идея для нового офиса?

Основой целью при создании нового офиса стало комфортное пребывание в нем сотрудников и улучшение коммуникации между ними. Сам офис расположился в пяти зданиях, соединенных между собой в два корпуса Comcity и был выполнен в единой стилистике, несмотря на внушительную площадь.

Основным вектором работы для архитекторов стала организация удобных планировочных решений. Было принято решение сформировать центральное ядро, в котором разместились все вспомогательные помещения, а рабочую зону в формате open space расположить на периферии вдоль окон. Использование корпоративных цветов и ориентация на светлые тона позволили сделать офис "воздушным и легким". Дополнительное удобство создали большое количество переговорных комнат, кофе-поинты с необходимой техникой для того, чтобы сотрудники могли перекусить и пообщаться за ланчем, а также оборудованные зоны для неформального общения в виде диванов-купе из шумопоглощающего материала.

Бренд "Ростелеком" стал основой для формирования внешнего вида офиса – голубые и оранжевые акценты в интерьере, декоративные панно со слоганами компании и объемно-планировочные решения позволили создать единую стилистику всего объекта. На стенах размещены паттерны "Ростелекома", графически изображающие символы отрасли - линии связи, оптоволоконный кабель в разрезе, Wi-Fi волны и др.

Почему было принято решение о переезде?

Переезд в новый офис был связан с объединением макрорегионального филиала "Центр", контролирующего работу 16 регионов, Москвы, Московской области и дочерних предприятий в рамках одного пространства. Прежде подразделения нашей компании были расположены в нескольких объектах в городе, что затрудняло взаимодействие и коммуникацию между сотрудниками. В итоге в качестве новой площадки был выбран офисный парк Comcity, расположенный в Новой Москве. Решающими факторами в его пользу стали достаточная площадь в размере 48 тыс. кв. м, транспортная доступность и экологичность будущего офиса, это первый в России офисный парк формата "город в городе", объединяющий в одном месте офисные помещения, рестораны, кафе, отделения банков, магазины, подземную и надземную парковки, а также фитнес-центр. Также хочется отдельно выделить сертификацию по стандарту LEED, которую имеет офисный парк.

Какое количество площадей сейчас осталось в городе?

До переезда в городе было задействовано около десяти площадок. Если посмотреть в целом, то всего между офисами в Москве перемещалось порядка 6 тыс. сотрудников. Консолидация такого количества людей в рамках одного офиса – это глобальный проект не только для России, но и для всей восточной Европы.

Освободившиеся здания были в аренде или в собственности у компании?

Частично мы арендовали площади, другие были в собственности. От арендных помещений мы отказались в первую очередь, а согласно стратегии в отношении собственной недвижимости, освободившиеся зданию будут либо проданы, либо сдаваться в аренду. В том числе мы рассматриваем вариант использования их для собственных нужд компании.

Какая площадь приходится на одного сотрудника в офисе?

У нас очень эффективный коэффициент площади на одного сотрудника – это порядка 11 кв. м. Добиться такого показателя входило в цели компании при выборе нового офиса.

Как проходил выбор подрядчиков для нового офиса?

Поскольку мы являемся государственной компанией, был организован конкурс и публичный тендер. Победителем при выборе архитектурного бюро стала компания Aurora Group, которая занималась проектом и привнесла западные стандарты в соответствии с российской спецификой.

За реализацию проекта отделки отвечала компания RD Construction, победившая в открытом тендере, интерьерным оснащением занималась компания Office Solutions. Оптимальная планировка, а также использование удобной и эргономичной мебели позволили создать комфортное пространство и нивелировать возможные неудобства при смене обстановки для наших сотрудников.

Стоит добавить, что корпуса офисного-парка Comcity построены компанией PPF Real Estate Russia, известным чешским девелопером. Данный формат удобен тем, что это не просто бизнес-центр, а полноценная среда со своей инфраструктурой, где сотрудники могут гулять, посещать рестораны и торговую галерею, которая организована на первом этаже и многое другое. Прежде, чем остановить свой выбор на данном объекте, мы ездили в Европу смотреть, как выглядят и работают уже реализованные PPF Real Estate проекты.

В офисе очень хорошая инсоляция за счет панорамного остекления. Не станет ли это проблемой в летние периоды из-за яркого солнца?

Здесь использована очень продуманная система остекления фасадов, которая отвечает высоким стандартам энергоффективности. Зимой она отлично сохраняет тепло, а летом не позволяет перегреваться помещению из-за прямых солнечных лучей. Стоит добавить, что температура в офисе регулируется с помощью "холодных балок": приточный воздух, проходя через них, равномерно охлаждается и распределяется по пространству, что не создает опасных сквозняков, как это бывает при использовании классических сплит-систем и кондиционеров. Это не только плюс для комфорта сотрудников, но и экономически выгодная система для компании – для балок используется хладагент, а сама конструкция не требует постоянного обслуживания, кроме регулировки температуры.

Офис оборудован системой "умный дом", которая обеспечивает регулировку микроклимата в автоматическом режиме. Это не только упрощает работу по обеспечению комфортной атмосферы, но и является положительным фактором в плане экономии и энергосбережения.

Датчики освещения регулируются в зависимости от уличного света?

Мы не стали использовать такое решение, поскольку есть установленные нормы по освещению, которые необходимы для каждого сотрудника, а использование подобных систем может повлиять на комфорт работы.

Со стороны PPF были ли какие-то преференции на время ремонтных работ?

Безусловно стоит отметить лояльное отношение компании к нам, однако предоставление каких-либо скидок на ремонтный период не входит в рыночную практику. У нас были определенные арендные каникулы, но скорость проведения отделочных работы полностью зависит от арендатора, а не собственника, поэтому дополнительные льготы тут не являются частой практикой.

Как проходила общая оптимизация при переезде?

Нашей задачей было сократить расходы везде, где это возможно без ущерба для качества. При этом мы ориентировались не на краткосрочный результат, а на долгосрочную перспективу развития. Можно один раз сэкономить и потом регулярно менять данный элемент или техническую деталь, а можно изначально заложить больше средств, но приобрести и установить качественное оборудование, которое в течение многих лет не потребует существенных вложений и будет исправно работать. Мы старались найти баланс между стоимостью используемых материалов и их качеством, и, я думаю, в конечном счете нам это удалось. Учитывая масштабы офиса, закупки расходных и строительных материалов были в больших количествах, что позволило получить определенные скидки у наших поставщиков и контрагентов.

Импортозамещение сыграло какую-то роль?

Основным критерием при выборе материалов были их качественные показатели, поэтому, отталкиваясь от этого, мы использовали как российскую, так и западную продукцию. Если говорить непосредственно об отечественных производителях, то, к примеру, светильники сделаны российскими компаниями, мебель – совместное российско-немецкое производство.

Всего за 3 месяца компания Office Solutions создала уникальный проект, в котором было оснащено порядка 4 тысяч рабочих мест. Отдельное внимание было уделено оптимизации пространства и рабочих процессов, за счет использования эргономичной мебели, что помогает сотрудникам повысить эффективность выполняемой работы. Уникальной чертой проекта является комбинирование мебели российских и импортных производителей во всех отделах компании. К примеру, столы сотрудников от российского производства компании Orgspace, а кресла Steelcase, произведенные в Германии. Использование эргономичных моделей было одним из важнейших требований, поскольку от этого в большей степени зависит комфортная работа в течение дня. Выбранная мебель удобна с точки зрения своей конструкции и занимаемого пространства. Таким образом, если возникнет необходимость увеличить число рабочих мест – мы сможем это сделать без каких-либо кардинальных изменений в пространстве.

Планируете ли увеличивать количество озеленения в офисе?

Да, в этом направлении еще будут работы, поскольку озеленение благоприятно влияет на рабочий климат и общую атмосферу в офисе. Большая часть, конечно, придется на зону лобби, в open space планируем увеличить количество горшечных растений.

Кто занимается управлением проектом?

Мы понимаем, что проект достаточно масштабный, поэтому приняли решение воспользоваться услугами профессиональной УК, которая помогала в управлении по части технического надзора, а также при работе с проектировщиками и строителями.

В большей степени это относится к управлению строительством?

Не только. В глобальном плане это некая форма технического надзора с сопутствующими функциями. Они консультировали нас даже по вопросам, как правильно размещать двери, чтобы соблюсти необходимую эргономику, где повесить зеркала и много другое. При этом у нас есть собственная профессиональная команда, которая в том числе курировала процесс строительства. В пиковые часы на объекте работали порядка 1,5 тысяч строителей.  Чтобы обеспечить слаженную работу потребовалось проявить высокий профессионализм сотрудникам блока административного обеспечения компании "Ростелеком". Текущая деятельность уже в большей степени операционная. Нам даже не пришлось расширять штат, который занимается обслуживанием объектов.

Какова величина штата сотрудников этого отдела?

Строительством занимались 7 человек.

Как распределен руководящий персонал в новом офисе?

Тут важно помнить, что у нас есть Макрорегиональный филиал (МРФ) и есть "дочки". Все дочерние компании выделены в отдельные помещения со своей системой контроля доступа. Для руководства МРФ мы применили ряд решений: к примеру, все получили одинаковые кабинеты, чтобы не возникало конфликта интересов. Была сделана общая зона секретарей, которые работают с руководителями макрорегиона. Таким образом получилось не только сэкономить на отдельных приемных к каждому руководителю, но и обеспечить взаимозаменяемость ассистентов.

В центре Москвы остался фронт-офис?

Для Москвы, Московской области Comcity является как фронт-офисом, так и бэк-офисом. Для региональных филиалов это руководящий орган. В центральной части города остался наш корпоративный центр, фактически высшее руководство компании, и ряд технических помещений. Не считая части сотрудников, которые должны присутствовать на объектах, руководство технического департамента обосновалось в новом офисе.

Где располагаются точки общепита и кофе-поинты?

Мы организовали несколько зон, обеспечивающих комфортное пребывание сотрудников в офисе. Это и кофе-поинты, которые оборудованы необходимой техникой для хранения пищи и микроволновыми печами для того, чтобы можно было брать с собой еду из дома. В здании есть большая столовая с меню различных кухонь мира, в которой есть и вок-станции, и плов в казане, собственная печь для пиццы и многое другое. Помимо этого, в торговой галерее офисного парка находятся порядка 10 предприятий общественного питания.

Как распределяются переговорные зоны и помещения для проведения конференций?

Помимо большого количества переговорных на этажах, мы сделали отдельную конференц-зону на первом этаже, где посетители офисного-парка могут проводить встречи. Там находятся переговорные на различное количество мест, есть достаточно большой трансформируемый зал, который при необходимости можно разделить на три помещения. Все они оборудованы системами конференц-связи для удобства общения с региональными филиалами. Там же расположен учебный класс, где сотрудники посещают мастер-классы и проходят различные тренинги. На этаже находится кафе, которое служит в том числе и дополнительной зоной ожидания. Помимо него там расположен так называемый хаб в виде большого яблока, где проводится презентация продуктов для клиентов. Мы долго думали, что можно было сделать на этой площади, чтобы добиться необходимого wow-эффекта, и в итоге остановились на данном формате.

Как обстоит ситуация с паркингом?

В самом здании существует подземный паркинг на 1500 парковочных мест. Мы только недавно закончили переговоры с нашим арендодателем, и в ближайшее время для нас будет организована еще и наземная парковка около здания. 

Где расположена зона ожидания для клиентов?

У нас есть две основные зоны около входов в офисное здание. Первая находится в лобби, где рядом с зелеными зонами расположены кресла и диваны оригинального дизайна. Вторая зона находится рядом с кафе. Также есть соответствующие помещения уже непосредственно на территории офиса.

Расскажите поподробнее о том, что способствует wow-эффекту в офисе?

Многие коллеги и клиенты удивляются масштабу, который при этом сочетается с комфортом: начиная от зоны лобби, где сделаны фонтаны и находится большое количество зелени, заканчивая техническим оснащением помещений. Ключи от каждого кабинета расположены в специальной электронной ячейке, доступ к который обеспечивается с помощью карты или пин-кода.

Сейчас офис проходит еще одну экологическую сертификацию по стандарту BREEAM, который является одним из ведущих "зеленых" стандартов, и мы уже набрали достаточное количество баллов для присвоения оценки "Good", а, насколько мне известно, в России всего пять зданий, которые получили такую сертификацию по отделке. 

Беседу вел Антон Мошкин

← к статьям