По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Лалита Парамонова: "Объекты без озеленения вызывают у людей ощущение "холодного пространства" 31 августа 2016 года

Озеленение пространства - тренд молодой, но очень перспективный. Еще несколько лет назад офисы и торговые центры ограничивались в лучшем случае одним-двумя кашпо или различными видами искусственных растений, но сегодня практические невозможно представить бизнес-центр или современный ТЦ без качественного озеленения. О том, как изменился рынок за последние годы, стоимости проектов и развитии в регионах, мы поговорили с Лалитой Парамоновой, исполнительным директором компании Florista.

Как кризис сказался на рынке озеленения?

Несмотря на повсеместную стагнацию в разных сегментах экономики, на рынке озеленения кризис практически не отразился. Число заказов не снизилось, мы даже отмечаем постепенный рост интереса к подобным проектам как со стороны офисных центров, так и торгово-развлекательных комплексов.

Кто сейчас является вашим основным заказчиком?

Нашими основными клиентами являются крупные корпорации, которые озеленяют свои офисы. Это и "Яндекс", и "Лаборатория Касперского", и Mail.ru Group, Avito, SAP и многие другие. Конечно, лучше всего сейчас себя чувствую IT-структуры. При этом нельзя говорить о том, что другие сегменты рынка менее активны в этом отношении. Заказы идут из абсолютно разных сфер. Это относится не только к стандартным проектам озеленения, но и к вертикальному озеленению. Фитостены сегодня один из самых популярных заказов.

Ваши клиенты – это в основном крупные офисы?

Бывает по-разному. Чаще всего это помещения от 200 кв. м и выше. Конечно, среди них есть и такие гиганты, как "Лаборатория Касперского" и "Яндекс" - по 30 тыс. кв. м.

Каков средний срок реализации проектов озеленения?

Проекты стандартного озеленения, которые предполагают установку растений в кашпо, занимают обычно 21 рабочий день. Если мы говорим о зеленых стенах, то подобные проекты могут потребовать больше времени. В случае необходимости они реализуются быстрее, для чего мы максимально аккумулируем свои ресурсы. Качественно выполнить такую работу оперативно и профессионально можно, но это на порядок труднее.

Когда речь заходит о работе над озеленением еще на на этапе проектирования офиса, то сроки такого проекта будут сопоставимы с общим сроком реализации всего офиса. К примеру, работа над вертикальным озеленением, площадь которого составила 360 кв. м, параллельно со строительством офиса для IT-компании заняла около 10 месяцев.

С какими сложностями Вам приходится сталкиваться в работе?

Основные сложности возникают с проектами вертикального озеленения. Нередко встречается ситуация, когда размеры, обозначенные строителями в чертежах, отличаются от фактических. В таком случае нам приходится подстраиваться под конкретные условия: зеленые стены – это не только сами растения и крепежные конструкции, но и дренажные лотки, резервуары для воды и многое другое. Они делаются по индивидуальному заказу под конкретные размеры ниши, в которой будут расположены.

Другая проблема касается подведения коммуникаций: в некоторых офисах мы сталкиваемся с ситуацией, когда сделать отдельный подвод воды достаточно трудно или вовсе невозможно, так как мы имеем дело с офисными помещениями, где действует ряд ограничений.

К примеру, при работе над проектом вертикального озеленения для "Яндекса" мы каждую неделю присутствовали на совещаниях и планерках со всеми строителями, архитекторами и проектировщиками. И даже в этом случае мы столкнулись с ограничениями на проекте, где пришлось своими силами выходить из проблемной ситуации.

Другая ситуация, когда мы заполняем цветами уже созданные подрядчиками или мебельщиками ниши. И тут мы сталкиваемся с похожей проблемой – заявленные размеры редко соответствуют фактическим. Поэтому мы всегда рекомендуем нашим заказчиками отдавать такие работы в "одни руки".

Какова стоимость решений по озеленению?

Все достаточно индивидуально: это могут быть и точечные кашпо, а могут быть и полноценные зеленые перегородки. Но если взять некий абстрактный пример, то офис площадью 1 тыс. кв. м с хорошей интенсивностью озеленения можно сделать от 750 тыс. рублей. Обслуживание рассчитывается в зависимости от вида растений и их размеров, но средняя стоимость для офиса с озеленением до 50 кашпо будет находится на уровне 25 тыс. рублей в месяц.

Валютные колебания сказались на стоимости самих растений?

Безусловно, все растения закупаются у европейских поставщиков, поэтому их стоимость выросла пропорционально стоимости валюты.

Архитектура зданий влияет на разработку проектов по озеленению?

Если взять к примеру офисы или апартаменты в "Москва-Сити", то главным ограничением становится размер лифтовой зоны – это порядка 2,5 метров. Растения большего размера туда просто не поместятся. Вертолетные поставки в большинство высотных комплексов тоже ограниченны.

Каков спрос на озеленение со стороны торговых центров?

Сегодня, учитывая общую экономическую ситуацию, мы наблюдаем некоторый спад заказов со стороны торговых центров. Новых проектов в работе не много, но это связано с рынком в целом. Однако мы видим большое количество запланированных реноваций в следующем году. Озеленение для торговых центров при этом является наиболее бюджетным вариантом увеличения привлекательности торгового объекта.

Торговые галереи без озеленения сегодня уже вызывают ощущения "холодного" пространства у покупателей.

Вы всегда используете живые растения?

В офисах крайне редко применяются неживые растения, а в торговых центрах до недавнего времени складывалась обратная ситуация. В связи с риском вандализма и большими потоками людей живые растения плохо приживались и требовали более дорогого обслуживания, поэтому собственники отдавали предпочтение искусственным вариантам. Но сегодня мы наблюдаем, что со стороны крупных ТЦ становится все больше заказов именно на живые растения. В ряде случаев мы используем компромиссные решения, которые сочетают в себе как живые, так и искусственные варианты растений.

Озеленение при этом играет больше имиджевую составляющую или же объективно улучшает микроклимат в помещении?

Для торговых центров это в первую очередь имидж и привлекательность. Совсем другое дело в офисах – люди находятся в помещении длительное время, а растения не только вырабатывают кислород, но и уменьшают негативное влияние от вырабатываемого техникой излучения.

Ваши клиенты – это новые торговые центры или уже давно функционирующие?

До последнего времени мы работали в основном с новыми объектами.  Стоит еще отметить, что тренд на озеленение появился относительно недавно – около 8 лет назад. До этого на это практически никто не обращал внимания. На этапе проектирования торговых центров к озеленению стали подходить с точки зрения неотъемлемой составляющей проекта только последние 2-3 года.

Кто занимается проектированием зеленых решений?

Многие иностранные архитектурные бюро сразу закладывают в свои проекты озеленение и уже приходят с готовыми заказами. Когда архитектор не специализируется на таких решениях, то мы разрабатываем проекты самостоятельно.

Как выглядит Ваша работа в уже построенных торговых объектах?

Прежде всего мы выезжаем на объект и занимаемся его изучением. Дальше мы предлагаем возможные варианты озеленения пространства, где основные акценты делаются на welcome-зоне, торговой галерее и зоне фуд-корта. Чаще всего мы предлагаем комплексное решение по количеству посадочных мест плюс озеленение. В качестве примера можно привести проект для торгового центра Columbus, где посадочные места совмещены с озеленением – 3-х метровые деревья, около которых людям нравится отдыхать и фотографироваться.

После выезда на объект и полученных фотографий или визуализации мы в формате 2D встраиваем свои фитодизайн решения. Таким образом заказчик видит в реальном масштабе, как будет осуществлен будущий проект озеленения.

Вы ориентируетесь на западный опыт в своей работе?

Стоит признать, что велосипеда мы не изобретали. Тенденция на озеленения пространства пришла из Америки и Европы, где она имеет гораздо более глубокую историю, нежели в России. В своей работе мы в первую очередь учитываем специфику и особенности климата и менталитета людей.

Насколько велик спрос со стороны регионов?

Со стороны офисного сегмента спрос на живое озеленение небольшой, и связано это не столько с желанием компаний, сколько со сложностью сервисного обслуживания растений. У нас есть несколько проектов в Санкт-Петербурге и Ростове, но в большей степени мы концентрируемся на крупных городах.

Куда больший спрос мы наблюдаем со стороны региональных торговых центров. Борьба за покупателей ведется достаточно серьезная, и собственники редко пренебрегают возможностью использовать все способы их привлечения и удержания. У нас были крупные проекты в Уфе, Сургуте, Пензе, Воронеже и других городах.

Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы развития рынка?

Мы надеемся, что ситуация и дальше будет развиваться в том ключе, в котором это происходит сейчас. Кризис практически не повлиял на нашу работу, а число проектов опережает наши ресурсные возможности, в связи с чем мы постоянно расширяемся и увеличиваем штат сотрудников. За последний год мы выросли практически в два раза. В дальнейших планах также расширение услуг, которые мы можем предложить нашим клиентам. Но все они так или иначе будут связаны с эстетикой пространства.

Беседу вел Антон Мошкин

← к статьям